Среда, 08.05.2024, 03:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя истории Ульяновской Елены Витальевны

Наш опрос
Как вы оцениваете новые образовательные стандарты?
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Китайские байки

Путь вещей
 В трактате "Хуай нань-цзы", созданном в середине II века до Р.Х., говорится: "Даже если великие силачи попытаются вести буйвола за хвост, они не смогут это сделать, ибо будут идти наперекор пути вещей. Но если проткнуть ноздри буйвола хотя бы веточкой тутовника, то даже маленький мальчик сможет провести буйвола через всю страну, ибо он будет следовать пути вещей. Поскольку мы пользуемся свойствами воды, мы можем с помощью одного весла управлять лодкой. Поскольку государь управляет народом посредством силы самих вещей, его указы и распоряжения немедленно исполняются".
О Ле-цзы
 Чжуан-цзы сказал: "Ле-цзы был великий мастер ездить верхом на шести ветрах, он проводил в странствиях десять и ещё пять дней и совсем не думал о собственном благополучии. Но хотя он умел летать, он всё же не мог обойтись без опоры. А вот если бы он мог оседлать истину Неба и Земли, править всеми переменами мироздания и странствовать в беспредельном, то не нуждался бы ни в какой опоре. Поэтому говорится: "Мудрый человек не имеет ничего своего. Божественный человек не имеет заслуг. Духовный человек не имеет имени".
Суть и смысл ритуала
 В конфуцианском каноне можно найти разъяснение смысла ритуала: "Ритуал имеет своим истоком великое единство, которое, разделяясь, образует Небо и Землю, а в своем круговращении порождает четыре времени года. Ритуал даётся от Неба, но в действии своем следует Земле, распространяется повсюду, сообразуется со всеми вещами и явлениями, а в превращениях своих содружествует с временами года. Исполнение ритуала есть основа основ человеческой жизни. Ритуал наставляет в преданности и совершенствует в любви, укрепляет союз плоти и кожи, даёт излиться чувствам людей. Только величайшие мудрецы понимают, что ритуал никогда не прерывается..."
Об управлении народом
В трактате "Дао-дэ цзин" написано: "Нужно сделать государство маленьким, а народ редким. Даже если имеется много орудий, не надо их употреблять. Нужно сделать так, чтобы народ не странствовал далеко до конца своей жизни. Даже если имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Даже если имеются вооруженные войска, не надо их выставлять. Надо сделать так, чтобы народ снова начал плести узелки и употреблять их вместо письма. Надо сделать вкусным его питание, прекрасным его одеяние, устроить ему спокойное жилище, сделать весёлой его жизнь".
О кровной мести
В эпоху Хань в Китае был очень популярен обычай кровной мести, что сильно беспокоило власти страны. Вот примеры из книги Хоу Хань шу: "Некто Су Бувэй прорыл подземный ход к дому убийцы своего отца и, не застав обидчика на месте, зарубил его жену и ребенка без ущерба для собственной репутации". "Ян Цю, отпрыск влиятельного в округе семейства, убил служащего, оскорбившего его мать, сжёг дом обидчика и не только не понёс наказания, но, напротив, снискал себе славу и сделал быструю карьеру". Цивилизация для варваров Империя Хань, как и все империи, стремилась к расширению и на этом пути китайцы постоянно сталкивались с варварами. Расширялась империя и в юго-западном направлении, но магнаты этой части страны нашли простой способ подчинить варваров своей власти: "Поскольку многие варвары были жестоки, злобны и неучтивы, богатые люди из больших фамилий приказали выдать дурным варварам золото и ткани и пригласили их служить в домашней страже. Так варвары стали любить драгоценности и постепенно покорились власти Хань".
Правитель Фань Чжун
 В эпоху Хань правителем области Наньян стал человек по имени Фань Чжун. Он происходил из незнатного семейства, а его предки занимались земледелием и торговлей. Разбогатев, Фань Чжун заказал себе панегирик, в котором его предкам, "выдающейся фамилии округи", уделялось всего несколько слов, а деятельность самого правителя описывалась следующим образом: "Чжун по натуре был мягок и добр. [В его семье] держались правила владеть имуществом совместно тремя поколениями. Дети утром и вечером выражали свое почтение старшему, словно в государственной управе. Чжун управлял хозяйством так, что ничего не оставалось неиспользованным. Рабам он дал подходящую для каждого работу. Поэтому он смог добиться, чтобы высшие и низшие усердно трудились, а доходы умножались с каждым годом. Распахав новь, он расширил свои земельные владения от трёхсот с лишним цинов. Все построенные им здания имели двойные залы и высокие покои. Были у него озёра и оросительные каналы, рыбные пруды и выгоны для скота. В чём бы ни возникла нужда, всего появлялось в достатке. Как-то он захотел изготовлять домашнюю утварь и сначала насадил катальпу и лаковое дерево. Люди насмехались над ним, но через несколько лет он извлек большую пользу из сделанного. Тогда [все насмешники] пришли к нему с извинениями. Богатство его выросло до 100 млн. монет. Он облагодетельствовал родственников и распространил милость на жителей округи. Сыновья его дочери, братья из рода Хэ, поспорили из-за имущества. [Фань Чжун] стыдясь этого, подарил им два цина земли, чтобы уладить ссору. В уезде восхищались им и выдвинули на должность саньлао". Этот панегирик был полностью включён в посмертную биографию Фань Чжуна, в которой также сообщались некоторые удивительные вещи, например: "[Фань Чжун] ссудил людям много миллионов [монет], а перед смертью велел сжечь долговые расписки. Услыхав про это, все должники устыдились и наперебой ринулись к дому Фаней, чтобы рассчитаться".
Напоминание
Сестра императора Нуан У-ди однажды в шутку напомнила своему брату: "Когда ты был простолюдином, ты прятал беглых преступников, и чиновники не смели приблизиться к твоему дому". Слова, слова... Бай-гун однажды спросил Конфуция: "Можно ли говорить намёками?" Конфуций ответил: "Почему же нельзя? Кто знает, что значат слова? Тот же, кто знает, говорит без слов".
Что легче всего рисовать?
 При дворе вана [правителя] царства Ци (722-221 гг. до Р.Х.) жил некий художник. Однажды ван спросил художника: "Что труднее всего рисовать?" Художник ответил: "Собак и лошадей?" Ван продолжил свои вопросы: "А что легче всего?" Художник ответил не задумываясь: "Бесов и души умерших. Ведь собаки и лошади людям известны, с утра до вечера они перед глазами, поэтому здесь нельзя ошибиться, а значит, и рисовать их труднее. Бесы же и души умерших не имеют телесных форм, недоступны взору – поэтому и рисовать их легко".
Образцовый клан
В III веке до Р.Х. в Китае прославился клан Жэнь, члены которого придерживались следующих правил: "То, что не было получено с собственных полей и от своих домашних животных, нельзя было употреблять в качестве пищи и одежды. До окончания общих работ никто не мог пить вино и есть мясо. Поэтому [клан Жэнь] слыл образцом для всей округи". Работа как семья Во II веке до Р.Х. чиновник одной из провинциальных управ по имени Ян Юн был недоволен вмешательством начальника в его дела. Уподобив канцелярию семье, Ян Юн рассуждал так: "Если глава семьи позволит каждому делать положенное ему – слугам пахать землю, служанкам носить хворост, петухам будить по утрам, собакам отпугивать воров, буйволам носить грузы, лошадям скакать по дорогам, - то, не утомляя себя, он добьётся полного порядка. Если же он лично возьмётся за все дела, воцарится хаос, и он утратит положение главы семьи".
Божественный земледелец
Шэньнун (Божественный земледелец) является одним из трёх первых легендарных правителей Китая. Он также известен под именами Яньди (огненный император) и Яован (царь лекарств). Вот отрывок о его деятельности, правда, из трактата II века до Р.Х. "Хуай Нань-цзы": "В древности, когда миром правил царь Шэньнун, его дух не был в разладе с его телом, его знание не выходило за пределы четырех сторон света, и он пестовал в себе доброту и искренность сердца. Сладкие дожди выпадали в урочное время, повсюду пышно произрастали хлеба. Весной они шли в рост, летом наливались соком, осенью созревали, зимой хранились в закромах. Каждый месяц проводился учёт, каждый сезон составлялась сводка, а в конце года подавался доклад о достижениях, и на его основании приносились обильные жертвы... Грозное присутствие царя ощущалось всюду, но никто не восставал против него. Существовали наказания, но не было нужды применять их. Законы были малочисленны и мягки... Шэньнун попробовал на вкус все растения и подземные воды, а потом научил людей, какими из них можно питаться, а какими нет. В те времена Шэньнун каждый день определял до семи десятков ядовитых трав". Шэньнун отравлялся каждым из растительных ядов, но всякий раз оживал благодаря своему магическому искусству. Шэньнун считается основоположником китайской фармакологии, ему же приписывается открытие целебных свойств чая. Кроме того, Шэньнун изобрёл плуг и иглоукалывание. Но всё магическое искусство Шэньнуна оказалось бессильным, когда он проглотил тысяченожку: каждая ножка проглоченного животного превратилась в прожорливого червя, которые и погубили Божественного земледельца. Умение править народом В книге "Дао-дэ цзин", приписываемой легендарному философу Ле-цзы (V век до Р.Х.), говорится: "В древности умевший служить Дао не просвещал народ, а делал его глупым. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний враг страны, а без их применения счастье страны. Кто знает эти две вещи, тот становится примером для других. Знание этого примера есть знание глубочайшего дэ. Глубочайшее дэ, оно и глубоко и далеко. Оно противоположно всем существам. Следуя за ним, достигнешь великого благополучия". Судя по тому, что происходит в нашей стране, наши правители хорошо изучили китайскую философию. Телевидение, радио, интернет и печатное слово России прекрасно справляются с оглуплением собственного народа. Доказательства? Достаточно просмотреть программу телевидения на неделю или взглянуть на полки книжных магазинов.
 Упадок Империи
Китайский историк Цуй Ши следующими словами описывает положение в Империи незадолго до падения династии Хань: "Высшие семьи накапливают миллионные богатства, приобретают земельные владения, не уступающие пожалованиям удельной знати. Они дают взятки, чтобы заставить власти поступить несправедливо, держат у себя телохранителей, чтобы запугивать простой народ. Они убивают невинных и хвастаются, что никто из их людей не был казнен, как преступник, на рыночной площади. Так они живут, а после смерти пользуются почестями, как государи. Посему люди низших дворов в страхе топчутся, не зная, куда ступить. Отцы и дети, склонив головы, рабски прислуживают богатеям и приводят к ним в услужение жён и детей. Оттого богатеи, всего имея в избытке, день ото дня становятся ещё богаче. Бедняки, не имея необходимого, с каждым годом беднеют. Из поколения в поколение они живут, словно пленники, и всё же не имеют достаточно пищи и одежды. При жизни они изнемогают от непосильного труда, после смерти их постигает несчастье остаться непогребёнными. Если случится небольшой недород, им приходится идти по миру, хоронясь в придорожных канавах, продавать жён и детей. Никакими словами не высказать, что значит не иметь никакой радости в жизни!" Начало восстания "краснобровых" В уезде Хайцюэ провинции Ланъе однажды за какой-то проступок казнили одного мелкого чиновника. Власти явно погорячились! Как пишет историк Фань Е (398-445), его матушка Люй "жила зажиточно, владела состоянием в несколько миллионов монет. Она наготовила угощения и вина, купила оружие и одежду, и молодцам, приходившим воспользоваться ее щедротами, давала всего в избытке. Тем, кто нуждался, она тут же давала одежду, не спрашивая, много ли требуется". Через некоторое время всё состояние матушки Люй было потрачено на эти цели. Тогда она попросила молодцов, которые долго пользовались её щедротами, отомстить за своего казнённого сына. Просьба матушки Люй была вскоре исполнена. Так, по мнению Фань Е, в 17 году началось известное в Китае восстание "краснобровых", охватившее почти всю страну и длившееся десять лет.
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz