Пятница, 26.04.2024, 17:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя истории Ульяновской Елены Витальевны

Наш опрос
Как вы оцениваете новые образовательные стандарты?
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Здоровый образ жизни

ИЗ ОПЫТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
 
 МЕТОДИКА ПОЗИТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК, В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
 
1. Игровые формы работы с подростками, как фактор формирования здорового образа жизни.     
 Игра – это дело серьёзное, это вечный спутник детства. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Досадно, что она порой становится редкой гостьей в домах и что особенно странно - мы всё реже и реже встречаем игру во дворах, на улицах.
 По мнению В. Даля – великого русского собирателя народной мудрости, когда-то сказал: "В игре да в дороге узнают людей”. Каждый из нас в игре самовыражается на пределе всех своих сил и эмоций. Формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью игра имеет большое значение в педагогическом арсенале классного руководителя.
 Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию подростка через коллективную деятельность. Методика проведения игр, требующих от детей проявить и развивать физические умения и навыки, будет освещена чуть ниже.
 Во-вторых, интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа жизни.
 В-третьих, игры с использованием элементов театрализованного проигрывания ситуаций.
 С.А. Шмаков своей книге "Игры учащихся – феномен культуры” утверждает, что интеллектуальные игры, весьма привлекательные для подростка как юного телезрителя. Речь идёт о "Брейн-ринге”, КВН-ах, "Поле чудес”, "Что? Где? Когда?”, "Счастливый случай”. Для подростков седьмого и более старших классов эффективна форма театрализованного действа. Например, "Судебный процесс” между табачными компаниями и Министерством здравоохранения. По желанию подростков, процесс может быть оформлен декорациями- атрибутами судебного заседания и костюмами участников. К этой работе также могут быть привлечены родители.
2. Содержание работы классного руководителя с родителями.
 Ребёнок растёт в своём, особом пространстве, его оберегают и лелеют. Привычный образ жизни у ребёнка постепенно формируются поведенческие стереотипы, характерные для членов семьи.
 В своей книге М. И. Рожков "Организация воспитательного процесса в школе” приводит следующие принципы работы с родителями.
 Работа с родителями должна основываться на следующих принципах:
 Чем меньше ребенок, тем с большей степени он не может участвовать в выборе того или иного образа жизни. Он ест ту пищу, которую ему дают, дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, в том числе насыщенным табачным дымом, он часами смотрит телевизор, если это делают другие и т. д.
 Основные поведенческие привычки, в том числе связанные с риском для здоровья, формируют у ребёнка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребенка.
 Выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не только за собственное здоровье, здоровье детей, но и за здоровье своих будущих внуков. Здоровье детей – цель, где безусловно сходятся интересы семьи и школы. Общность интересов и в том, чтобы помочь себе, своей семье вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране.
 Попытаемся рассмотреть, что приобретает каждый ученик этого содружества.
 Что приобретают родители, семья?
  • возможность получить новые знания о здоровье;
  • возможность приобщения к "живому” опыту других семей и использования его в интересах здоровья своей семьи, своих детей;
  • возможность о способах изменения образа жизни на более благоприятный для здоровья;
  • возможность найти поддержку в изменении образа жизни своей семьи;
  • возможность улучшить здоровье своих детей и других членов семьи;
  • возможность способствовать укреплению семьи.
Классный руководитель относится к тем немногим членам школьного коллектива, которые имеют возможность многолетнего живого общения с семьей. Если учесть, что других возможностей просвещения семьи в области здоровья в настоящее время практически нет или они недоступны большинству родителей, без преувеличения можно сказать, что сегодня кроме учителя и, гораздо меньшей степени, врача реально взять на себя функцию просвещения родителей некому.
 Просветительство семьи – крайне важная часть этой деятельности.
Итак, что приобретает классный руководитель?
  • возможность через общения с родителями получить новые знания о здоровье расширить собственный кругозор;
  •  найти поддержку решению собственных проблем в опыте других людей;
  • лучше, ближе узнать свой класс и реально помочь здоровью детей и их семей; повысить уважение к себе со стороны родителей и детей.
И классный руководитель, и родители должны осознать, что они совместно работают на будущее – на здоровье детей, семьи. Для того, чтобы определить направление и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой конкретной группой родителей, желательно получить информацию об особенностях их образа жизни. Форма общения с родителями ни в коем случае не должна носить поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему с разных сторон. Очень важно стремиться избежать подобия лекции, чтобы каждый родитель мог активно включиться в обсуждении темы. Классный руководитель совсем не обязательно должен быть ведущим таких встреч. Эту роль могут прекрасно выполнить родители, если среди них найдутся профессионалы-медики, психологи или просто хорошо образованные люди. Тогда задача классного руководителя – координировать и направлять беседу.
 Вывод:
 Если только родители ведут здоровый образ жизни, они могут формировать у своих детей навыки здорового образа жизни. Если среди них найдутся профессионалы – медики, психологи или просто образованные люди, то они могут прекрасно выполнить роль классного руководителя, взять на себя подготовку месячника "Операция подросток”. Цель его – показать детям разнообразие интересных, увлекательных и полезных занятий, хобби, которые делают жизнь интересной, обогащают ее, помогают открыть и т.д. Как организовать праздник "Операция подросток”. Актуальность данной акции определяется тем, что одним из важнейших факторов, способствующие втягиванию детей и подростков в алкоголизм, токсикоманию, табакокурению является невозможность себя занять в свободное время – это мнение не только организаторов, но и самых детей.
 Например, наша школа ежегодно проводит – месячник под названием "Операция подросток”. Цель месячника: через ролевую деловую игру, медицинскую профилактику сформировать позитивное мышление у учащихся в отношении употребления алкоголя, табака, повысить роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизации.
 Задачи:
1.Дать информацию учащимся и родителям о вредном влиянии никотина на организм.
2. Рассказать о социальных последствиях употребления алкоголя и табака.
3. Способствовать формированию потребность в здоровом образе жизни.
4. Приобретение учащимся навыка сказать "нет”.
 1 неделя. Подготовительный.
-Проводится анкетирование среди учащихся по данной проблеме.
-Объявляется конкурс на: лучшее сочинение о вреде курения и алкоголя; рисунки, плакаты; доклад, сообщение.
-Оформляется выставка "Здоровье – наше богатство”.
2 неделя. Деловая ролевая игра "Скажи "нет” табакокурению”. Старшеклассники разбиваются по 4-5 человек для работы в группах: историки, медики, химики, писатели, психологи, пресс-центр, отражающий работу групп, социологи, статистики. Каждая группа готовит о вреде курения и выступят перед учащимися, перед школой.
 Рабочая группа историков говорит о том, как табак завоевывает мир. Медики рассказывают о заболеваниях, вызванных постоянным курением. Химики рассказывают о физико–химическом механизме курения, содержании химических веществ. Писатели приводят пример Тома Сойера, описанный в "Приключениях Тома Сойера” Марка Твена, об ощущениях ребят от первой затяжки и неприятностях последствиях курения. Социологи - данные анкетирования по школе. Статистики - статистические данные о смертности, связанной с курением.
 Группа ребят под руководством психолога разыгрывает ситуации по отказу от курения.
 Пресс-центр освещает работу каждой группы, рисует на плакате зачеркнутую сигарету, каждая группа должна на листе написать "нет” с аргументами и прикрепить к плакату.
 3 неделя. Деловая ролевая игра "Скажем "нет” алкоголю”. Один класс старшеклассников развивается по 4-5 человек для работы в группах: историки, медики, химики, юристы, психологи.
Принимают участие также юные журналисты, отражающие работу групп, социологи, статистики. На каждом столе лежат раздаточный материал и листки с вопросами.
 Ведущий начинает игру: "Наверное, вы знаете о пагубном влиянии алкоголя на организм человека. Он сказывается и на воспитании детей, разрушает семьи, человек может потерять работу. Но ведь пьяницами не рождаются, ими становятся, если их вовремя не предупредить и не остановить руку, тянущуюся к рюмке. Итак, сегодня мы с вами поговорим о том социальном зле, которое приносит алкоголизм человеку. Слово предоставляется нашим социологам, которые приведут данные анкетирования, и статистикам”.
 Затем начинается самостоятельная работа в группах, после которой ребята рассказывают об истории возникновения алкогольных напитков, почему и что пьют люди, с чего начинается пьянство, медики рассказывают о стадиях и формах опьянения и алкоголизма. Юристы - о преступлениях в состоянии алкогольного опьянения. Группа ребят под руководством психолога разыгрывает ситуации от отказу от алкоголя.
 Пресс-группа освещает работу каждой группы, рисует плакат с изображением зачеркнутой бутылки с вином, на листе каждая рабочая группа пишет обоснование своего "Нет!” алкоголю и прикрепляет к плакату. Ведущий обобщает ответы, благодарит всех за участие.
 4 неделя. Работа с родителями по профилактике табакокурения и алкоголизации среди детей. Конференция: "Роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизации”.
Круглый стол для родителей: "Алкоголь и курение. Здоровье и заболеваемость. Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии алкогольного опьянения”. Приглашаются врачи – специалисты и инспектор по делам несовершеннолетних.
Тематика бесед для родителей: как помочь ребенку не употреблять табак и алкоголь. Что нужно знать о табаке и алкоголе родителям. Что полезно знать ребенку. Как помочь ребенку, если у него возникли проблемы. Как поведение родителей влияет на ребенка. Семейные правила. Советы родителям.
Вывод: Наверное, сегодня одна из самых больших трудностей, встречающихся в практике деятельности классного руководителя - уметь найти контакт с родителями, сделать их своими союзниками. Тем приятнее успех, тем ощутимее радость педагогического творчества, плодами которого будет здоровье детей. Работа с родителями проводится по определенной системе, используются различные формы работы: в виде лекториев медицинских и правовых, бесед, круглого стола, конференций, индивидуальных бесед, консультаций психолога, социального педагога.
Какие жизненные ценности являются для Вас наиболее важными?
 Здоровье
 Образование
 Хорошие отношения в семье
 Хорошие и верные друзья
 Материальный достаток
 Интересная работа
 Хорошие, здоровые, умные дети
 Собственное жилье
Что Вы вкладываете в понятие «здоровье»? 
 Физическая активность, сила и выносливость 
 Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту) 
 Отсутствие болезней 
 Хорошее психическое состояние (хорошее расположение духа, отсутствие   депрессий и т.п.); положительное эмоциональное состояние 
 Отсутствие вредных привычек 
 Хорошая фигура, осанка, внешность 
 Нравственность, хорошие душевные качества 
 Комфортные взаимоотношения в семье, ученическом коллективе, среди друзей
Как Вы оцениваете свое здоровье?
 Отличное – болею очень редко
 Хорошее – изредка испытываю некоторые недомогания
Удовлетворительное – нередки различные недомогания, требующие амбулаторного лечения
 Слабое – болею достаточно часто, имею хронические заболевания
Насколько часто Вы испытываете те или иные недомогания?
 Испытываю часто
Испытываю иногда
Практически никогда
Индекс заболеваемости
Пониженное настроение
Раздражительность
Агрессивность
Тревожность
Сильная усталость в конце дня
Беспокойный сон
Головные боли
Трудности сосредоточения
Боли в желудке
Боли в сердце
Быстрая утомляемость
Обострение хронических заболеваний
Представления о будущем
 У меня все хорошо, с оптимизмом смотрю в будущее
 Не совсем уверен, что все будет благополучно, могут возникнуть неожиданные трудности и препятствия
 Все представляется безрадостным, особых надежд на лучшее нет
Здоровый образ жизни для Вас – это:
 занятия спортом
 отказ от вредных привычек
 здоровый сон
 личная гигиена
 рациональное питание
 положительные эмоции
 соблюдение режима дня
 предупреждение заболеваний, закаливание
Мотивы ведения здорового образа жизни учащихся
 Как Вы думаете, для чего нужно вести здоровый образ жизни?
 иметь хорошее здоровье, чтобы быть современным культурным человеком, быть  внешне привлекательным,
 иметь хорошую фигуру,
 быть физически сильным,
 уметь постоять за себя, быть успешным в жизни,
 добиваться успеха,
 возможность жить без лишних проблем и осложнений,
 общаться с любимым человеком,
 создать счастливую семью,
 возможность полноценно заниматься любимым делом, работой,
 пользоваться уважением, признанием окружающих
Методы укрепления собственного здоровья учащихся
Что Вы делаете для укрепления собственного здоровья?
 стараюсь больше бывать на свежем воздухе, на природе
 избегаю вредных привычек, борюсь с ними
 занимаюсь спортом
 стараюсь выспаться, не переутомляться делаю зарядку, гимнастику
соблюдаю режим и рацион питания
 стараюсь не злоупотреблять работой на компьютере, телевизором
 соблюдаю режим дня
занимаюсь фитнесом, шейпингом, танцами
плаваю в бассейне закаливаюсь регулярно посещаю врачей, выполняю их рекомендации
Возможности респондентов гулять на свежем воздухе
В будние дни Вы гуляете на улице…
1. каждый день несколько часов
2. 2-3 раза в неделю
3. практически не гуляю (только до школы и обратно)
Источники информации о здоровом образе жизни
Источники информации
от родителей от учителей в школе, на уроках и классных часах
из СМИ (газет, журналов, ТВ, радио)
от медицинских работников
от друзей, знакомых из книг, специальной литературы
ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
 Питание – один из факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование здоровья подростков. Недостаточное поступление питательных веществ в юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронических патологий. Подростковый возраст – это период бурного роста, полового созревания, при этом ситуация усложняется тем, что системы и органы часто развиваются не в едином темпе. У подростков повышается аппетит – и это хорошо, его следует обязательно удовлетворять. Но употреблять в пищу следует, не что попало, а определенные продукты.
 Если рацион младенца, дошкольника и младшего школьника родители могут контролировать практически полностью, то за подростками уследить гораздо сложнее. Они постепенно отдаляются от родительского гнезда, а мнение родителей зачастую становится для них менее значимым, чем мнение дворовой или школьной компании. В то же время окружающая среда постоянно подкидывает новые соблазны: широко рекламируемые шоколадные батончики, чипсы, газированные напитки, даже пиво предлагаются именно им. В ситуации, когда кириешки и сникерсы из баловства превращаются в часть рациона, проблем с питанием и, как следствие, со здоровьем не избежать… Проблема правильной организации питания школьников имеет не только медицинское, но и большое социально-экономическое значение, так как является одним из важных факторов, формирующих здоровье и последующее развитие человека. Питание обеспечивает адекватность биохимической адаптации растущего организма к постоянно изменяющимся условиям жизни. Именно в детском возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются особенности метаболизма взрослого человека. Таким образом, от правильной организации питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого человека.
 Считаете ли Вы правильным и здоровым свой режим и рацион питания?
 Да
 Не вполне
 Нет
Регулярность питания десятиклассников ( в % от числа опрошенных)
Сколько раз в день Вы едите?
3 раза
4 раза
2 раза
5 раз
 6 раз и более
 1 раз
Популярность завтраков среди старшеклассников
 Завтракаете ли Вы дома перед школой?
 Да, всегда завтракаю
 Иногда завтракаю
 Нет
Придерживаетесь ли Вы диеты?
 Придерживаюсь диеты, чтобы похудеть
 Придерживаюсь лечебной диеты
 Придерживаюсь спортивной диеты
 Никакой диеты не придерживаюсь
Охват старшеклассников горячим питанием в школьной столовой
Важным показателем, характеризующим состояние школьного питания, является уровень охвата школьников питанием. Большую часть времени школьники проводят в образовательных учреждениях, в которых предусмотрено горячее питание. Тем не менее, почти каждый четвертый десятиклассник в школе не питается совсем. Треть респондентов отдают предпочтение буфетной продукции, и чуть меньше половины опрошенных регулярно посещают школьную столовую.
 Питаетесь ли Вы в школьной столовой?
 Питаюсь в школьной столовой
 Покупаю буфетную продукцию
 В школе не питаюсь
Оцените, пожалуйста, качество питания в школьной столовой:
 отлично
 хорошо
 удовлетворительно
 неудовлетворительно
Если Вы не получаете горячее питание в школе, то по каким причинам?
 Не устраивает качество блюд, невкусно
 В столовой суматоха и очереди
 Не нравится обстановка в столовой (интерьер, санитарное состояние и т.п.) Слишком дорого для меня
У меня индивидуальный режим питания
Никто из класса не питается, и я тоже
ДЕВИАЦИИ
Части подростков свойственна приверженность к особой молодежной субкультуре, образу жизни, для которого характерно терпимое отношение к курению, употреблению алкоголя, наркотических веществ, мало развита ценность здорового и полноценного образа жизни. По полученным в ходе исследования данным мы проанализировали основные тенденции таких форм девиантного поведения молодежи, как наркомания, алкоголизм и курение. Критериями анализа являются: частота употребления и гендерные различия восьмиклассников и десятиклассников.
ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ПРЕБЫВАНИЯ В ШКОЛЕ
освещение в классах и рекреациях
чистота и порядок в классах и рекреациях
безопасность учащихся, сохранность их имущества
состояние пришкольного участка
психологическая атмосфера в школе в целом
психологическое сопровождение учебного процесса, помощь психолога
оптимальность температурного режима в классах (в зависимости от сезона)
атмосфера уюта и комфорта (дизайн помещений, озеленение)
мебель и оборудование классов
санитарное состояние и оборудование туалетов
наличие и качество питьевой воды
отсутствие шума, суеты и толкотни на переменах  
Вполне приемлемо
Нуждается в улучшении
Индекс удовлетво-ренности
С каким настроением Вы обычно идете в школу?
1. с удовольствием, в хорошем настроении
2. без особого интереса, в силу необходимости
3. без настроения, отбывать «учебную повинность»
Характер отношений с учителями
 с большинством учителей у меня хорошие доверительные отношения
 с большинством учителей у меня сугубо деловые отношения
 со многими учителями у меня нет контакта и взаимопонимания
 многие учителя вызывают у меня антипатию.

 
 
 
 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz