Вторник, 07.05.2024, 21:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя истории Ульяновской Елены Витальевны

Наш опрос
Как вы оцениваете новые образовательные стандарты?
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Моя философия


ПЕДАГОГИКА  СОЗИДАНИЯ

  Мой девиз – «Я помогу тебе построить мир».

  Уважаемые коллеги! Я рада представить вам мой педагогический опыт, наработанный в течение 10 лет в 411 школе города Санкт- Петербурга «Гармония» с углубленным изучением английского языка. На протяжении нескольких лет школа была экспериментальной площадкой нашего министерства по теме «Культуротворческая школа». Автором этого проекта является доктор философских наук, культуролог, педагог, профессор Педагогического университета им. Герцена Алиса Петровна Валицкая.

Моя педагогический опыт можно обобщить двумя словами – педагогика созидания.

Свои задачи как учителя я вижу в том, чтобы  научить ребенка

·      строить собственный образ мира и человека в нем;

·      создавать ценностные духовно-нравственные основания своих отношений с миром людей;

·       сознательно ориентироваться в современной социокультурной ситуации, выбирать свое место в общественной жизни и производстве на основании адекватной самооценки.

Главным моим педагогическим принципом является «презумпция личности» ребенка, признание ценности и уникальности его мира, его право на слово и молчание, его интересов, потребностей и устремлений.

 

Мой педагогический опыт базируется  на  трех основных позициях.

 

1.Ребенок – демиург того мира, в котором он живет.

Рождаясь на свет, младенец полностью подчинен власти взрослых. Ему постоянно говорят, что он должен делать, а что нет. Все решают родители. Крайняя несвобода и отсутствие выбора заставляют ребенка создавать свой мир, уходить в виртуальный мир компьютерных игр.

Учеба в школе зачастую воспринимается как насилие родителей и учителей над собой. Если в семье отношения между детьми и родителями стоятся на любви и понимании, то ребенок, как правило, видит свой долг в том, чтобы не огорчать родителей и хорошо учится. В семьях, где этого взаимопонимания нет, дети не видят смысла в учебе и воспринимают ее как насилие над своей личностью.

Мы знаем много педагогических концепций, которые нацелены на стимулирование  мотивации к обучению, но большинство этих концепций воспринимает ребенка исключительно как объект воспитания. И все уверения взрослых, что учиться здорово, что это необходимо для будущего, тут же разбиваются о личный опыт ребенка, который видит еле-еле сводящего концы с концами образованного учителя и полуграмотного, но богатого соседа.

Возникает вопрос: неужели у современной школы нет перспективы, и общество обречено на падение уровня образования и деградацию?

Моя позиция состоит в том, что необходимо дать ребенку свободу выбора через творческое начало. Игра для ребенка – создание собственного мира. Зачастую дети уходят туда от окружающих проблем, потому что в игре есть выбор, там ребенок свободен.

Я стараюсь создать такую ситуацию, когда через игру, добывая информацию, и принимая самостоятельные решения, маленький человек делает открытия и создает миры и цивилизации. Ученик на уроке истории проходит поэтапно через все уровни культуры, как уровни сложности в компьютерной игре – от первобытной дикости к вершинам современной цивилизации.

В своей работе я применяю эвристический метод обучения, когда происходит погружение в определенную историческую эпоху или событие.  Для этого создаются определенные образовательные ситуации, в которых ученикам предлагается отыскать историческую закономерность, придумать образ, спрогнозировать будущие события.

Например, на уроках, посвященных современному миру, моделируется ситуация по историческим аналогиям и ставится задача спрогнозировать будущее. Мы сравниваем  США как центр мировой экспансии с претензией на мессианство с Римом в период становления Империи, Наполеоновской Францией и Германией времён Гитлера.

Я стараюсь не навязывать свое мнение ученику.  Через ДИАЛОГ учитель – ученик, т.н. «сократический» метод добывания истины, через беседу, постановку вопросов,  у ребенка остается устойчивое чувство, что он самостоятельно сделал открытие, доказал правильность своих выводов.

 

 2. Личность учителя – главное звено в воспитании и обучении.

Современная европейская «цивилизационная» парадигма (позитивистская) предполагает понимание человека как вещи среди вещей, как объекта, которого формируют педагогические манипуляции, в основе которых лежит «знаниевая», то есть предметно-количественная  ориентация образовательного процесса, жесткое различие воспитательного и учебного действия. Не трудно догадаться, что при активном развитии информационно-компьютерных технологий, само существование педагогической профессии становится проблематичным: обучать поиску информации и постановке задач может и автоматизированный источник. Таким образом, «цивилизационная» парадигма может привести педагогику к самоуничтожению.

При этом, выясняется, что, например европейское образование не гарантирует приобщения личности к «общечеловеческим ценностям», а образование в столичных российских вузах не препятствует становлению террориста.

Никакие компьютеры и кнопки не способны заменить межличностное общение между учителем и учеником. Какие бы не были технологии, ребенок пропускает через себя и впитывает взгляды, манеры, особенности общения окружающих его людей. Причем чем интереснее личность, тем сильнее ее воздействие на детей. Да и каждый учитель может сказать о себе, что он сам есть результат взаимодействий с окружающими людьми. Учитель, особенно в селе, – объект пристального внимания. Всей своей жизнью он должен доказывать правильность тех установок, которые преподносит ученику.

Я убеждена, что образование должно включаться в собственный опыт и ценностный мир личности. Воспитательная функция на уроках истории для меня всегда стояла на первом месте. В диалоге учитель – ученик мне важны морально-нравственные оценки событий прошлого, которые рождаются через эмоциональное восприятие ученика. Часто на уроке я создаю такие образовательные ситуации, когда учащиеся сами делают морально-нравственный выбор, который пришлось делать людям когда-то в прошлом.

 

 3. История – один из элементов единой картины мира.

Я глубоко убеждена, что источником современного цивилизационного кризиса оказывается знание, точнее, — его технократический позитивистский «перекос» за счет отставания гуманитаристики. Сегодня мы имеем такую ситуацию, когда реально существуют две «картины мира» - естественнонаучная и гуманитарная. Это расхождение особенно чувствуется в системе образования. Перед школой стоит задача соотнесения двух парадигм.  Требуется единство интеграционных усилий всех учебных предметов в построении целостной картины мира и человека в нем.

Особенность профессиональной компетентности учителя современной  школы состоит в том, что он понимает место «своего» предмета в достижении общей цели – построении целостного образа мира на каждом возрастном этапе, решает задачи интегративного характера.

Особое место в интеграции принадлежит истории. Если естественнонаучное знание воспринимать как опыт многовековой культуры, то его фактология, освещенная историей и человеческим присутствием, ценностным гуманитарным смыслом, может быть понята лишь в контексте истории мировой культуры.

Для решения этой задачи я использую метаметодический подход – способ объединения предметных методик с целью воссоздания соответствующего образа мира и человека в нем, для того, чтобы у ребенка сформировалась единая картина мира. Конечно, от учителя истории требуются широкие знания в области истории науки и концепций современного естествознания. Необходим и диалог учителей – предметников, работающих в каждом классе.

Система интегрированных уроков-событий (лабораторий, мастерских)  воссоздает, целостный культурный текст, пригодный для восприятия и понимания ребенком.

  

Вместо вывода.

Французский философ Эдуард Леруа и российский ученый Владимир Иванович  Вернадский, говоря о ноосфере, трактовали ее как «мыслящую» оболочку нашей планеты, которая активно влияет на жизнь Земли. Развивая эти постулаты, анализируя катастрофы ХХ века, многие современные ученые,  считают, что их основой являются не столько производственно-экономические, сколько социокультурные и психологические факторы. В сознании человека глубоко укоренилась идея господства над внешней природой в ущерб познания природы «внутренней».

Выход из этого цивилизационного тупика я вижу в воспитании в молодых людях не потребителей, а созидателей, ведущих человеческую цивилизацию не только к материальному благосостоянию, он и к вершинам духа.


Презентация - "Я помогу тебе построить мир"

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz